Это период «бури и натиска» новых художественных практик в искусстве Екатеринбурга. Он начался в 1993 году, когда екатеринбургская художественная местность обрела некое подобие структуры: определились действующие персонажи, локализовались точки их постоянной креативной деятельности, которая нашла отражение в профессиональной рефлексии арт-критики. Развитие галерейного дела в уральской столице, периодический выход ряда арт-журналов, работа СМИ, наконец, выявили то, что давно уже латентно пребывало в «богатой дарами» уральской почве.
Переломным оказался 1995 год, отмеченный рядом важных событий. В марте в Американском информационном центре состоялась выставка Арсения Сергеева и Александра Шабурова «Карта местности», на которой авторы публично «провели ревизию на своей художнической кухне» и попытались избавиться от «назойливых образов и мотивов», интеллектуального мусора. В этом же году Александр Шабуров «материализовал» своего знаменитого супермена Ивана Жабу, жизнь которого он проанализировал и систематизировал в форме передвижного «Народного музея нового русского богатыря».
В 1995-м же году возникла ассоциация «Environment» (в нее входили Александр Голиздрин и Наталья Курюмова), которая стала активно продвигать свои ленд-артовские проекты в Екатеринбурге и за его пределами, в частности в Цюрихе (Швейцария), где состоялся международный симпозиум «Eurokon-95».Вместе с Александром Голиздриным в симпозиуме приняли тогда участие Олег Еловой и новосибирские радикалы Вячеслав Мизин и Дмитрий Булныгин. Ответным жестом стали многонедельная акция «Fluxus: УГАХА как полигон для MONTANEBIKE» в Уральской архитектурно-художественной академии, символизировавшая подъем на художественный Монблан европейской авангардной традиции, организация российского объединения «Eurokon»,международного экологического арт-моста «Eurokon-96» и, наконец, открытие при УГАХА галереи современного искусства «Eurokon» (ее директором стал Александр Голиздрин).
Живописец, перформансист, собиратель наивного искусства Урала и Сибири, организатор многочисленных художественных проектов, Олег Еловой сыграл на арт-сцене Екатеринбурга конца 1980–1990-х годов роль важную и заметную. Диапазон его художнической активности был широк и порой противоречив: от создания канонических икон для уральских, казахстанских и сибирских храмов до концептуальных инсталляций, оперирующих профанными предметами в пространствах десакрализованных и даже рискованных (например, в ночном клубе «Люк» в Екатеринбурге, имевшем репутацию не самую лучшую).
Живописная манера Елового отмечена знанием профессиональных премудростей и природным даром обобщенного видения, который подпитывался обезоруживающей подлинностью и искренностью наивных художников, работы которых он собирал на протяжении многих лет.

Олег Еловой
Действия членов галереи «Eurokon» приобретали все более интеллектуально-провокативный характер в соответствии с логикой избранного ими движения в сторону «постиндустриального барокко», призванного восстановить прерванную индустриальным обществом связь индивидуального творческого сознания с цельностью и единством природного мира.
Деятельность галереи «Eurokon» стимулировала актуальный художественный процесс в Екатеринбурге более, чем какая-либо другая институция в городе, всколыхнула общественное мнение, которое резко колебалось от одобрительно-заинтересованного до негативно-отрицательного. Практически каждая акция была объектом пристального внимания художественной среды и СМИ, интерпретировавших происходившее с неизменной интонацией скандальности.

В галерее состоялись индивидуальные проекты Александра Голиздрина и других важных персонажей екатеринбургского искусства (Арсения Сергеева, Олега Елового, Александра Шабурова, Вячеслава Мизина, феминистской группы «Засады Цеткин» и др.). Выставки-акции и перформансы художников галереи проходили и в других пространствах (Дом кино, лужа-котлован Ботанического микрорайона, окрестности Екатеринбурга).
В отдельный цикл были объединены истории рождения, жизни и смерти Ихтиандра — мутантного мифологического персонажа, образ которого Александр Голиздрин придумал и сыграл с поразительной органикой и дерзостью. Родившаяся еще в декабре 1996 года в ходе акции с Леонидом Луговых «Генетика. Энергетика. Терроризм» эпатирующая практика работы с собственным обнаженным телом стала одной из главных в истории Ихтиандра. При этом, чем больше художник обнажал свое тело, чем тщательнее отбирал детали антуража, оттачивал пластику движений и режиссировал действо, тем непроницаемей и аутентичней он становился для зрительского восприятия в ходе трехчастной акции, растянувшейся на несколько месяцев.
В мае 1997 года урало-сибирские художественные силы (Дмитрий Булныгин, Александр Голиздрин, Олег Еловой, Вячеслав Мизин и Александр Шабуров) объединились в большой выставке «Пост-ВДНХ», представлявшей собой ироническую демонстрацию в миниатюре достижений постсоветского народного хозяйства.
Расположившаяся в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств, выставка привлекла невиданно большой поток посетителей (результат хорошо продуманной и организованной рекламной кампании). Впрочем, некоторым требовательным критикам выставка показалась недостаточно художественной, слишком «товарной».

Год 1998-й оказался для актуального искусства Екатеринбурга кризисным. Осенью, в пору сбора урожая, в Екатеринбурге произошло прощание с рядом культурных героев и институций: закрылась галерея «Eurokon»; закончил свою земную жизнь Ихтиандр, переродившийся в амфибию Аксолотля; перенес публичную панихиду в связи с неожиданной мнимой смертью «березовский концептуалист» Александр Шабуров; вернулся в Новосибирск и возглавил там одну из программ Фонда Сороса по современному искусству Вячеслав Мизин. Так Екатеринбург и его художественные окрестности оказались в ситуации очередных перемен и новых ожиданий накануне нового столетия-тысячелетия.

Текст: Тамара Галеева, историк искусства, заведующая кафедрой истории искусств и музееведения Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website