Модернистские/авангардные искания появляются в искусстве Свердловска на излете оттепели. Новые веяния проникают в среду молодых «союзовцев», но основные силы авангардного направления формируются за пределами Союза художников.
Становление альтернативной творческой среды, рождение наиболее радикальных практик связано с группой «Уктусская школа», первым объединением свердловских авангардистов. Среди «уктуссцев» — Валерий Дьяченко, Анна Таршис (с 1981 года у нее псевдоним Ры Никонова), Сергей Сигов (Сигей), Евгений Арбенев, Александр Галамага. На разных этапах в состав группы входят Феликс Волосенков, Виктор Кикин, в проектах «уктуссцев» участвует Михаил Таршис. Встреча будущих «уктуссцев» происходит осенью 1964-го в Свердловском дворце культуры железнодорожников — в студии Николая Чеснокова, одной из самых «левых» студий в городе. Активному «квартирному» общению предшествуют встречи у Уктусского лыжного трамплина, что и дает название группе.
Причастность к неофутуризму на раннем этапе и различимая связь с ним в более позднем творчестве определялись отношением к традиции, остававшейся актуальной для одних и в меньшей степени влиявшей на других «уктуссцев».
Проводником футуристической традиции был Сергей Сигей, в будущем — автор «Писем о "футуруссках"» и первых отечественных изданий, посвященных наследию русского поэтического авангарда.
Сергей Сигей. Уктусская школа. 1970-е годы. Объект, смешанная техника. 29,6 × 23,6 х 4,5 см. Коллекция Татьяны Жумати
В искусстве свердловских шестидесятников можно видеть рождение подлинных новаций. Новое проявится в их экспериментах в области изобразительного искусства и литературы, идеях интегрирования и обратимости знаковых компонентов — в их поиске в области знаковых систем. Одни произведения «уктуссцев» близки к визуальной поэзии, в других новое единство вербального и визуального проистекает из иной творческой мотивации, иного опыта, близкого к концептуализму. Последовательный интеллектуализм, тенденция к рефлексии и саморефлексии, проявившиеся в творчестве группы, неожиданны в контексте художественных исканий 1960-х годов. В «уктуссцах» больше от следующего поколения авангардистов-интеллектуалов, которое обновит состав отечественного андеграунда в 1970-х годах.
Искусство понимается «уктуссцами» как более открытая система. В поиске новых языковых средств они вторгаются во внехудожественные сферы. Одним из новых творческих приемов становится использование готовой полиграфической продукции, технической документации в качестве основы для вводимого авторского изобразительного или вербального ряда.
«Уктуссцы» уходят от «весомой», «тотальной» материализации идеи в картине. В фиксации идеи, далекой от традиционной образности, в нарочитой небрежности — отсутствие воли к эстетическому завершению, сознательный акт, значимый в практике концептуалистов.
Следование новым художественным принципам можно видеть в листах альбома «Lima» (1968) Анны Таршис, в которых основой для изобразительных элементов и авторских текстов служат технические чертежи, в «Автопортрете» (1972) Сергея Сигея, отдавшего предпочтение вербальной фиксации идеи, а не изображению, в опытах по «кодированию» литературы Евгения Арбенева. Новые рефлексирующие стратегии проявятся в картинах Валерия Дьяченко, отсылающих к темам социума, советского: «Чье это облако?» (1967), «Портрет Ленина» (1967), «Исторические документы» (1976).
Валерий Дьяченко. Чье это облако? 1967.
Картон, масло. 29 × 29 см. Ейский историко-краеведческий музей имени В.В. Самсонова
Евгений Арбенев. Белый скачок за белым скачком. 1967.
Бумага, тушь. 21 × 29,7 см. Собственность автора.
Анна Таршис (Ры Никонова). Портрет Людмилы (лист из альбома «Lima») 1965-1968.
Бумага, тушь, акварель, 21,4 х 25,9 см. Коллекция Татьяны Жумати.
Важным проектом группы стало издание журнала «Номер» (1965 – 1974), одноэкземплярного, имевшего хождение в андеграундной среде. «Уктуссцы», чьи поиски носили выраженный экспериментальный характер, почти не видели творческих партнеров за пределами группы. Пожалуй, ближе всех они допускали сюрреалистов. В ряде «Номеров» приняли участие Валерий Гаврилов и Валерий Павлов, представлявшие еще один круг свердловских авангардистов, проявившие себя в разных практиках. Для «уктуссцев», нашедших в свое время опору в абсурдизме русского поэтического авангарда, наличие именно этого начала делало интересным творчество сюрреалистов. Появляется разворот со стихами Валерия Гаврилова и в журнале «Документ», создававшемся Евгением Арбеневым и Александром Галамагой.
Творческие контакты членов группы сохранялись и после отъезда Анны Таршис и Сергея Сигея из Свердловска в 1971 году: велась активная переписка, проводились «конгрессы» «Уктусской школы» в Коктебеле и Ейске.
В числе более поздних проектов Ры Никоновой и Сергея Сигея, известных фигур российского и европейского авангардизма, — издания «Транспонанс» (1979–1986) и «Дабл» (1991), первые в СССР международные выставки мейл-арта и визуальной поэзии (в Ейске в 1989 и 1990 годах), в которых приняли участие многие отечественные и зарубежные авторы.
Автор статьи: Татьяна Жумати, искусствовед, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина